Поездка по Золотому треугольнику + Каджурахо + Варанаси
Апрель — май 2019
автор текстов и фото Марина Брыль
День 1. Намасте Индия
Ну что?) Небольшой отпуск начинается. Наш репортаж с места событий. Спасибо @katybashkurova за помощь в организации поездки и гиду — мистеру @india_incredible_country — Шарма Дипаку за супер-встречу и радушный прием! Прилетели! Поехали!
День 2. Дели
Дели — столица Индии. Поэтому тут много правительственных зданий, резиденций. Вот и на главных министерских зданиях находится герб Индии — колонна Ашоки (капитель с тремя львами,четвертого просто не видно). Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников». Абака украшена четырьмя животными — символами четырёх направлений: Лев — севера, Слон — востока, Лошадь — юга и Бык — запада. Абака опирается на лотос в полном расцвете, символизирующий источник жизни. Этот же символ изображается на индийских деньгах — рупиях.
Местные жители передвигаются очень по разному?, ?, ?. Один из популярнейших видов: местный тук-тук. Это такие желто-зелененькие машинки, в которых можно прокатится с ветерком) Рассекают по всему городу. Часто на них можно увидеть такие атрибуты — разные кусочки ткани (черная от сглаза, например) и перец — значение такое же)
Изюминка Дели — Акшардхам — храмовый комплекс в Дели
Это самый грандиозный индуистский храм в мире, который построили за пять лет Он был открыт в 2005 году.
В строительстве приняли участие 7 тысяч мастеров и обошлось оно в 500 млн долларов, собранных за счёт добровольных пожертвований. Высота храма — 42 м, ширина — 94, длина — 106 метров.
Он украшен 234 колоннами, 9 куполами, здесь находятся более 20 тыс. фигур.
И ещё одна достопримечательность: по периметру здания располагаются фигуры 148 слонов. В центре храма расположена трёхметровая статуя Нилкантха Варми, почитаемого как воплощение Сваминараяна.
Снимать нельзя вообще!!!
Поэтому фото очень сильно издалека.
Там, где было возможно. Если честно, то все настолько грандиозно, что просто непередаваемо словами!!!
Мы попали ещё на вечернее световое шоу с музыкальными фонтанами, актерами-детьми и мультиком про богов.
Одно из самых сильнейших впечатлений в Дели! Очень советую!
Могила Махатмы Ганди
Среди многих исторических мест есть одно, о котором надо сказать отдельно. О нем мне напомнила картинка, которую мы увидели в Каджурахо. Это очки. Это не простые очки, а символ, который связан с культовым человеком в Индии — Махатмой Ганди.
В Дели мы посетили Радж-Гхат — мемориал, установленный на месте кремации лидера национально-освободительного движения, погибшего от рук убийцы в 1948 году, буквально через год после обретения Индией независимости, о которой он так мечтал. Раньше здесь, на месте мемориала, была пристань (гхат — здесь индусы молятся, стирают белье, купаются) на берегу реки Джамны.
Теперь это скорее парк, куда идут простые люди, чтобы помолиться, и лидеры иностранных государств, чтобы почтить память. К черному постаменту, который заменил кремационный костер, обращено внимание и молитвы всех посетителей. Махатма Ганди воистину культовый человек для Индии.
Он и по сей день — непререкаемый авторитет для индийцев. Именно он и только он изображён на деньгах и его черные проволочные очки круглой формы сегодня можно увидеть в любой индийской деревне как эмблему одной из крупнейших социальных программ правительства Моди — кампании «Свачх Бхарат» («Чистая Индия»).
Кампания, которая преследует очень амбициозную цель — привить населению основы современной гигиены и приучить его к чистоте на улице. Давая старт этому проекту, сам премьер-министр убирал улицу в столице, да и сейчас на его рекламных политических предвыборных плакатах можно увидеть тростниковый веник как символ призыва к чистоте. Кстати, вычитала также, что у Моди в Твиттере 45 млн. подписчиков. Он на третьем месте после Обамы и Трампа?.
При входе на территорию мемориала с шумных улиц Дели человека сразу охватывает ощущение спокойствия и островка тишины в 22 миллионном городе. Здесь витает дух «махатмы» — великой души, человека, о котором не говорят, а человека, о котором думают. И напоследок одна из мыслей Ганди: «Любовь и Истина — это стороны одной монеты. И то и другое трудно практиковать, но это единственное, ради чего стоит жить…»
Начать знакомство с Дели, конечно, необходимо с Раджпатха.
Это 3-километровый проспект, на котором проходят парады.
Они посвящены Дню независимости и Дню конституции. На одном из краев проспекта находятся Врата Индии.
Это огромная арка из красного песчаника (42 метра).
Построена в 1931 году.
Философия этого сооружения вызывает огромное уважение: это память об индийских и британских солдатах, военнослужащих, павших а нескольких войнах. Их имена выгравированы на стенах (12 516 человек).
Внутри постамента — автомат и на нем надета каска солдата, а по углам видно четыре золотистые урны, в которых всегда горит вечный огонь.
Это тоже отдельный памятник — могила бессмертного воина, в честь войны с Пакистаном. Ворота охраняет почетный караул. Это воины в разной форме. Когда смотришь сквозь арку, видно ещё одно строение. Здесь когда-то была статуя Георга V. Сейчас ее перенесли в другое место. Вокруг очень много местного народу. Все гуляют. Немножко пустынно рядом, несколько фонтанов, потому что очень жарко. За порядком следит суровая полиция. На улице продают уличную еду, например рис, ну как у нас на пляже)))
Минарет Кутб-Минар
72,5 м — самый высокий в мире кирпичный минарет. Построен в ХІІ-ХІІІ вв.
У минарета 5 уровней с балконами, резная отделка по камню. Сужается до диаметра 2,7 метра. 379 ступенек, но никого не пускают сейчас. Не так давно один парень улетел сам оттуда по своему решению.
Поэтому только вокруг.
Султан Кутбуддин Айбак начал это дело, но строительство продолжилось 200 лет. Минарет построен на месте разрушенных 27 индуистских храмов. Их останки видно невооружённым взглядом. Лица святых, фигурок антропоморфных существ стесаны. Так же видно колокольчики. Как в христианстве в индуизме это один из предметов культа.
Рядом — «недострой» минарет Кутб-Минар, который строил Саид Алауддин. Он хотел превзойти Кутб-Минар, но после смерти идею отвергли.
Так и осталось 24,5 метра. А сам минарет немного наклонен. Султан думал, что если будет падать, то в сторону.
Деревня Абханери
Cлавится каменным резервуаром IX века. Построен в традиционном гуджаратском стиле. Глубина 20 метров. Примечательно, что вниз ведут 3500 ступенек в 13 ярусов. Проблемы с водой были конкретные. Собирали сюда дождевую воду, набирали, а потом кипятили и пили. Вот то, что видим внизу, зелёное — не трава, а вода. В зависимости от уровня воды, во дворце рядом можно было жить) Но все это длилось недолго. Памятник остался заброшенным и не использовался почти. Вокруг резервуара располагантся коллекция барельефов или различных архитектурных деталей из песчаника.
День 3 и 4. Терракотовый город — Джайпур
И вот пришло время наконец-то увидеть «розовый город» во всей красе днём.
Его настоящей жемчужиной по праву называют один из Дворцов махараджей.
Это Дворец ветров (Hawa Mahal).
Это здания (дворцы) как и все изюминки Джайпура спроектировал и построил один бенгальский архитектор.
Хав-Махал построил махараджа Савай Пратап Сингх. Он построил его не как жилой дом, а как помещение, в котором во время военных парадов могли находится женщины и смотреть на всю эту «военную красоту» из окошек. Их тут 953.
В условиях тропического климата — ветер гулял по окнам и было не так жарко.
Дворец построен из розового песчаника, которого тут, ну просто завались) Главная улица, ну как наша бывшая Ленина в любом городе, тоже красивая — красная)
Дворец ветров днём и ночью — это две большие разницы. Я ещё покажу разницу. Вечером город необыкновенно сказочный. Весь Джайпур построен из розового песчаника, который добывают рядом и поэтому он очень красив, ярок и необычайно запоминаем. Город, в который хочется вернуться…
Форт Амбер
Прекрасный Форт Амбер. Весь из красного песчаника. Состоит из 4 зданий. На площадь можно зайти через Солнечные ворота. Она для парадов. Дальше лестница и Львиные ворота. Внутри зал Диван-и-Ам, храм Шивы, сад в могольском стиле и дворец Шиш-Махал, со стеклянными панелями и зеркальными потолками. Зал просто прекрасен.
Махараджа как и любой мужчина мечтает о наследнике.
И даже если у тебя есть гарем, в нем может появиться любимая жена. А наследник от любимой жены особенно желанный. Тогда в гареме можно организовать особое место, которое бы вдохновляло на любовь.
В форте Амбер такое было.
Для каждой жены — свои апартаменты (один или два этаже, в зависимости от детей). Но в месте обитания любимой — особая атмосфера: бассейн, чтобы сверху любоваться как она купается в воде (горячей/холодной или молоке), а также картинки на стенах. Все они исчезли — памятник осматривают вместе с детьми, но вот одна из Камасутры все же сохранилась.
Ещё один ивент на территории форта Амбер: роспись мехенди. Официально мастерам работать нельзя. Надо платить налоги и ТД. Но если сильно захотеть, то можно) Весь сеанс занимает минут 15 от силы. Дизайн рисунка можно выбрать из портфолио мастера. Я заказала птиц. Читала, что Индия — чуть ли не первая страна по количеству птиц. Короче, вот, павлин-марин) получился. Тут все просят заселфится с «белым») У меня наоборот: попросила мастера сфоткаться с его творением).
На главной площади форта Амбер постоянное движение: люди, слоны, туристы и… благотворительные обеды. Религиозная община кормит всех желающих. Можно попробовать рис. Людей много. Местные перекусывают. Иностранцы обходят стороной.
Храм обезьян
Жизнь в Храме обезьян идёт своим чередом. Этот храмовый комплекс находится на окраине Джайпура.
Выглядит очень заброшенным.
Его облюбовали обезьяны, монахи и паломники.
Все мирно уживаются, и у всех свои дела.
Например, обезьяны развлекают туристов, которые любят их покормить кормом (арахисом), мирно позируют, купаются в бассейне, едят кокосы. Корм для них продается тут же у местных предприимчивых дедушек. Просветлённые монахи задумчиво взирают на мир со ступенек храмов. Паломники поднимаются к пещере, где жил какой-то известный монах и молятся. Местные жители купаются в священной воде. Везде сушится белье. Метут землю женщины в оранжевых сари. Лежат статуэтки разбитых богов. Идиллия.
Абсолютно душевное общение. Подозреваю в себе корни.
дворец Джал-Махал
В Джайпуре много удивительных и прекрасных строений. Например, дворец Джал-Махал.
История его такая.
Он строился изначально на суше как архитектурный комплекс.
Предназначался для летнего отдыха махараджей и их семей.
Там было достаточно прохладно летом, на последнем этаже до нашего времени растут деревья. Когда жителям было скучно, они выходили к звездам.
Расположился дворец среди невысоких зеленых гор, в прекрасной долине, поражающей всех своей живописностью.
Но, когда здесь началась страшная засуха, грозившая людям голодной смертью, правитель решил установить плотину, перегородив таким образом долину, где располагался Джал-Махал.
Со временем образовавшаяся котловина наполнилась водой, которую люди стали использовать для орошения полей. Голод отступил, жители были спасены, а первые этажи здания навечно погрузилось в водную гладь.
Мы видим лишь часть строения, остальное находится под водой. Рядом с озером — набережная.
Она достаточно шумная и многолюдная. Там есть интересная скульптурная группа — церемония парада махараджи.
Каждая фигурка что-то обозначает.
Очень интересный первый персонаж — это музыкант, который играет на комбе (рог), составленный из 3-4 частей. Из-за своего пронзительного и резкого звучания трубы использовались в музыке для танцев на открытом воздухе и на поле битвы. Как глашатаи такие музыканты располагались в начале царских процессий.
Жил-был джайпурский махараджа. Его звали Савай Джай Сингх II. Как для правителя он был очень продвинутым человеком: строил обсерватории. Их 5 на всю Индию и самая крутая здесь, в Джайпуре. Все приборы до сей поры (с 18 века) работают исправно. Астрологи до сих пор хорошо зарабатывают в Джайпуре. Только надо знать точное время своего рождения — до минуты), и тогда можно узнать судьбу!
Это мистер Pitu Bhai (Krishna). Он очень крутой человек) Настоящий профессионал, любящий то, что делает.
Очень интеллигентный человек! Он пожелал нашей стране процветания!
На фото: то, что может делать его фабрика: вишивка — это тоже их конек!) Если нужны крутые подарки домой — это точно сюда! Сари, пашмина, шали, ковры, покрывала, одежда, текстиль, вышивка и многое другое.
В Джайпуре одно из интереснейших мест — фабрика тканей. Здесь развлекают тем, что показывают как с помощью штампов можно нанести рисунки на ткань. Рисунки сложные, в несколько слоев, да к тому же меняющие свои цвета. Здесь же огромнейший выбор тканей и товаров из тканей. Конечно же, мы залюбовались пашминой и померили сари.
Но сначала о пашмине!
Пашмина — национальное достояние Индии. Это тонкая, мягкая, тёплая ткань, получаемая из пуха (подшёрстка) кашмирских горных коз. В Гималаях на высоте около 4500 метров, где живут такие козы очень суровый климат. И у таких коз вырастает два типа шерсти: верхний — грубая, толстая шерсть (остевой волос) и нижний — тончайший пух.
Каждую весну этот пух вычёсывают. Изделия из него характеризуются особой лёгкостью и приятны на ощупь (например, человеческий волос имеет толщину около 50 микрон, а волокно из пашмины около 13-14 микрон)
Сделаем небольшое отступление от архитектурных особенностей Индии в область декоративно-прикладного искусства.
Приезжая в Джайпур нужно обязательно прочитать о том, какие украшения тут делают местные мастера. Ведь Джайпур известен на весь мир своими изумрудами. Это камень номер 1 здесь. Наш Дипак по этому поводу сказал так: «если ваш кошелек позволит».
Конечно, можно и не покупать. Но выбор, воистину огромен, рай для наших модниц. Магазины могут быть в несколько этажей. Продавцы как правило говорят почти на всех европейских языках и я не удивлюсь, что и на китайском. Пройдя три этажа, поняла, что мой сувенир будет на этом этаже: серебро и полудрагоценные камни.
Вот результат выбора и упаковка, которая прилагалась к покупке.
О сварге, колесе сансары все знают, поэтому не буду останавливаться.
Немного о камне в серьгах. Лабрадор – ювелирно-поделочный минерал с потрясающим оптическим эффектом. Во всяком случае на меня оказал такое впечатление. Это второй, полудрагоценный камень Джайпура.
А мне хотелось что-то на память о городе.
Как оказалось впоследствии это камень мистиков и магов. Внешне довольно неяркий, но завораживает глаз переливами.
Свойства камня:
?Создаёт барьер, который неспособны преодолеть негативные энергии.
?Создавая гармонию между физическим и эфирным телами, укрепляет их защиту и повышает духовные силы.
?Даёт людям, потерявшим веру в себя, возможность её восстановить и сохранить.
?Появляется способность лучше осмысливать свои идеи, анализировать знания и развивать внутреннее сознание происходящего.
Есть и другие. Но даже поэтому стало понятно: выбрала правильный камень.
Новый челлендж — поезд. Небольшой репортаж на эту тему.
Вокзал.
Мы немного спешили и потому не смогла рассмотреть все достопримечательности. Многолюдно как и везде. Если ты нашел свою платформу, то расслабляться не следует.
Нужно уточнить у нескольких местных, с какой платформы отправляется поезд. Потому что их могут очень часто изменять. Наш поезд с окнами. Рядом стоял и без них.
Контроля на посадке нет. Зато сразу после рассаживание по местам проходит Стюарт в красной футболке и фартуке. Его обязанность расставить перед новыми пассажирами разносы с едой. Ассортимент прилагается. Два тостика, маселко, пакетик кетчупа, две котлетки из овощей, лепестки картошечки и ложка горошка, лимонный сок или вода с лимоном. Ложечка тоже имеется Кипяток в стаканчике, сахар и сухое молоко в стиках.
Как для перекуса, по-моему, годится для поддержания жизни и сил.
Все поняли, читают свежую прессу, обильно разложенную на столиках, втыкают в телефоны.
Вайфая нет. Все со своим мобильным интернетом.
Виталина съела только одну котлетку. А, ещё полторушку воды выдали сразу же на входе. Жара однако 40. Едем в Агру)
День 5. Агра
Тадж Махал
Ради него совершают паломничества в Индию. Именно этот объект стал именем нарицательным для обозначения символики вечности любви. Именно эта картинка есть в зрительной памяти каждого, кто прикасался к индийской культуре.
Тадж-Махал (Taj Mahal). Подготовленные вчерашним музыкальным шоу, мы рано утром отправились на свидание с тем, что оживет как с картинки учебника или энциклопедической статьи об Индии.
Наш путь начался в 5.30. Надо сказать, что Индия встаёт рано. Ранним утром уже серьезный трафик пешеходов и мотоциклов с машинами. Не всех их путь лежит к Тадж-Махалу. Но наш — именно туда. О нем и рассказ.
Вход не представляет ничего сверх необычного.
Дипак однако заботливо предупреждает: конфеты, жвачки, сигареты, острые предметы — все оставить в машине. Идём немного. Вот дорога, вот указатели. Немножко подъезжаем на открытых машинках — электрокарах (на других нельзя рядом с комплексом). Много китайцев вокруг и в нашей тоже. Вот касса. Вот настоящие ? на входе в музей. Ничего необычного просто — Индия Мы подходим к главным, южным воротам. Над их аркою 22 маленьких купола. Это символы лет, потраченных на строительство мавзолея. Кстати, очереди на вход почти не было. Мы входим…
Идеальная красота.
Идеальная любовь. Что мы знаем о ней? Наверное, ничего.
«Помоги, Боже, вынести то, что мы не можем вынести».
Величайшая гробница на земле, «слеза на щеке вечности» по метафоричному высказыванию Рабиндраната Тагора.
Здесь остановилось время и ты сам погружаешься в него.
Утренние часы для посещения, наверняка, самые удачные для раздумий и внутренних диалогов с собой и с вечным. Окружающая природная красота подчеркивает то, что сделали тысячи рук людей. Неудивительно поэтому, что возник миф о том, что император лишил рук всех мастеров, которые брали участие в создании крепости, чтобы они никогда и нигде не повторили однажды созданное. Поражает все от задумки до мастерства. Если бы Шах-Джахан осуществил свою мечту и поставил бы черный мавзолей на противоположном берегу реки Ямуны, то вся атмосфера сменилась бы на драматическую. Сейчас же возникает ощущение чистоты, вечности и непоколебимой веры в силу любви. Имя его возлюбленной Мумтаз-Махал знают через века миллионы людей.
Для своей «идеальной» фотосессии понадобится:
?? — Индия;
? — утро;
?️ — часа 1,5, а лучше 2;
? — сари, а если нету, то яркая шаль?;
?? — шляпа или ещё какие-то атрибуты для портрета;
?+✍️ — неплохо подойдёт сделанное за два дня мехенди;
?️ — можно заранее посмотреть в Инстаграмме интересные для съёмок места;
?? — оборудование для съёмки (обязательно селфи-палка);
? — подруга, хоть и не фотограф, но сильно сочувствующая им. И, вуаля), результат в смартфоне.
Форт Агры
Построен из красного песчаника при Акбаре.
Сначала надо пройти через ворота, потом сквозь длинный коридор, затем мимо садов посетить несколько прекрасных дворцов. Каждый по-своему уникален и неповторим.
Здесь возводили стены, украшая их райскими кущами, созданными из драгоценных камней, устилали бассейны розовыми лепестками, правители решали проблемы простых людей, сидели в заточении, любовались Тадж-Махалом через реку Ямуну, благодарили и преподносили подарки в виде огромных чанов с золотыми монетами, который можно было потом превратить в ванну).
Народные промыслы до сей поры не потеряны в Индии
Мастера и в наши дни знают, берегут секреты давних ремесел.
После окончания строительства Тадж Махала многие мастера решили остаться здесь жить.
Так не потерялось их искусство.
Например, инкрустация мрамора различными материалами, камнями. Зачастую такие магазины содержат и мастерские.
Вот одна из таких.
Все грандиозные здешние памятники украшены именно таким способом.
Справочники пишут, что в основе индийского стиля — флорентийская техника инкрустации пьетра дура, но скорее стиль выработался самостоятельно.
Драгоценные и полудрагоценные камни: сердолик, малахит, бирюза, яшма, перламутр и другие камни «вживляются» в мрамор. И камень зацветает прекрасными «райскими кущами»).
Современные мастера Агры работают в небольших ателье, где производят предметы для состоятельного покупателя: столы, кресла, вазы, кубки, блюда, шахматные доски, настенные панелискульптуры, мелкие предметы быта и т.д.
Основой для композиции служат: белый, зеленый или черный мрамор.
Белый особо популярен благодаря своей уникальной способности «впитывать», отражать оттенки освещения: днём на солнце он ярко-белый, на заре – розовый, а в лунную ночь — серебристый.
С помощью фонарика нам это демонстрировал продавец, а также то, что любая жидкость на поверхности держить форму и легко удаляется (например, Кока-Кола).
Орнаментальные мотивы в виде композиций из узоров ветвей, цветов, фруктов и птиц расцветают в руках мастеров. Начинается процесс создания орнамента с подготовки рабочей поверхности. Она покрывается медной «патиной».
Терракотовый фон позволяет мастеру нанести резцом эскиз будущей композиции. Затем подготавливаются и тщательно подгоняются один к другому мельчайшие цветные фрагменты — тончайшие пластины из полудрагоценных камней, которые фиксируются с помощью клея из натуральных ингредиентов. Завершающий этап — полировка инкрустированной поверхности до блеска. В результате получаются великолепные изделия декоративно-прикладного искусства. Стоит это все достаточно дорого, но оно того стоит)
Вечер в Агре не обещал быть томным.
Заслуженные работники культуры и в Индии найдут театр. Это театр Калакрити. Ежедневное музыкальное живое шоу в Агре. Мохаббат Тадж. Сага о любви. 80 минут индийского кино, но на сцене.
С настоящими актерами из Болливуда, танцевальным шоу и ослепительными костюмами. Сюжет исторический, режиссура — повествовательно-иллюстративная, перевод синхронный, песни и танцы индийские, в конце — из красной горы прямо на сцене выростает мраморная копия Тадж-Махала, а венчает) постановку танец народов, населяющих Индию, в коде которого самой красивой и стройной (особо подчеркну этот факт) артисткой балета выносится флаг Индии?? и с неба сыпятся шарики). Катарсис…
День 6. Джанси и Орчха
В Джханси неподалеку от вокзала нас встретила Лакшми Бай — национальная героиня Индии, рани (княгиня) княжества Джханси, одна из руководителей Сипайского восстания, символ индийского сопротивления деспотизму англичан.
Это было очень символично, потому что Маникарника (так звали девушку при рождении) родилась в Варанаси, куда далее пролегал наш маршрут.
Ее судьба очень интересна. Она родилась приблизительно в 20-30 гг. ХIХ века и вышла замуж в 14 лет за махараджу в Джханси, который был намного старше ее. Ее имя отныне стало Лакшми.
Ее единственный сын погиб, и они за день до смерти мужа усыновили мальчика. Его звали Дамодар.
После смерти махараджи в 1853 году Дамодар был объявлен будущим правителем, а рани Лакшми взяла власть.
Но тут вмешались британцы. Генерал-губернатор Индии посчитал усыновлённого мальчика нелегитимным наследником, Джханси взял под своё руководство, а княгине повелел уехать, снабдив ее минимальным денежным содержанием.
Несколько лет рани боролась, отстаивая свои права. Сначала она не брала участие в начавшемся сипайском восстании, но потом примкнула к нему.
Она собрала в Джханси 30 тыс. войско и организовала производство пушек. Так продолжалось полгода. Но крепость не устояла, ей с сыном пришлось бежать и оказаться в Гвалиоре, где стояла армия повстанцев.
Её отец попал в плен и был повешен британцами, а рани заигрывала со смертью: летела навстречу английской армии на боевом коне, размахивая 2 мечами (упражнялась в этом она с детства).
Её силой уводили с поля боя, под ней снарядом был убит конь. В битве у Гвалиора Лакшми попала в окружение и была убита. О судьбе сына ничего не известно. Гибель храброй рани стала концом восстания сипаев. Ее называют ещё индийской Жанной Д’Арк.
…Итак, мы на вокзале.
Немного слов и об этом.
Конечно, вокзалы в Индии — это море людей. И если бы не друг @india_incredible_country —
мистер Анан, то сесть в поезд 2 белым девушкам на вокзале было бы не так просто. Но все прошло отлично. Мы в поезде. Поезда конечно отличаются от наших: шторки, вместо дверей, постельное в бумаге, вентилятор, яркий туалет. Но это все абсолютно не влияет на наше настроение. Путешествие продолжается?.
Орчха
Наш путь продолжался через Орчху. Она расположена в излучине реки Бетва.
Вокруг много храмов, но они недействующие. Флаг только на одном. Значит там проводятся службы.
Орчха было столицей Бунделы до 1738 г. По сей день тут сохранились дворцы, павильоны, хамам, врата.
Все главные дворцы собраны рядом. Радж-Махал, Джангири-Махал, Райправин-Махал. Последний назван в честь возлюбленной. Все это выглядит довольно масштабно, но неухожено. Это архитектурные музеи.
Хотелось бы, чтобы здесь было больше жизни, музеев. Но и так очень атмосферно.
Собаки, обезьяны. Я не подошла к ней близко, потому что местные предупредили, что могу остаться без телефона) Рекомендую к посещению обязательно.
История этого дворца в Орчхе уникальна. Правитель государства Бундела (вассальная империя моголов) Бирсинхг Део выстроил его для одного человека — могольского императора Джахангира. Тот пообещал, что как-то заедет к нему в гости и не вспоминал об этом 20 лет. И вот решил навестить. И что? Гостеприимный хозяин построил для него дворец, в котором он один раз переночевал.
С ним приехал его гарем, который тоже нужно было где-то разместить. Поэтому тут всего лишь 132 комнаты.
На земле и под землёй. Квадратный дворец щедро украшен плиткой и красивыми чхатри (купола, именно они и придают воздушность сооружению) и решетками джали (резные решетки). Купола переплетают индуистские и исламские традиции.
Дворец Радж-Махал щедро украшен сюжетами индуистской мифологии о Раме и Кришне.
Крыши дворца выглядят очень воздушными изящными. Ранее он был укрыт голубой лазурной плиткой и смотрелся более празднично. Ее остатки сохранились на фасаде.
Входные ворота для самого Джахангира украшены с двух сторон большими каменными слонами. Через них входил только император. Во внутреннем дворе — площадь.
Чтобы все женщины императорского двора могли пообщаться и принять ванну. Это такие резервуары по четырем сторонам площади.
По всем углам расположены бастионы, а внешние стены украшают резные ниши.
День 7. Каджурахо
Деревня Каджурахо могла остаться забытой и незамеченной для планеты. Но… Англичане нашли ее в джунглях в 1838 году. И тут началось. В итоге: сейчас здесь проживают 3 тысячи жителей, есть аэропорт и отели уровня Hilron и Redisson. Но об этом в следующих сериях. Мы приехали вечером, поселились в отеле 3* у озера, где утром купались местные и сушили покрывала. Женщина в прекрасного цвета сари мела тростниковым веником пригостиничную территорию.
Начну свой рассказ о Каджурахо с общих планов всего комплекса индуистских и джайнистских храмов. Сейчас здесь 22 храма, а было 85.
Все они построены из песчаника. При чем камни для строительства добывались и подготавливались не здесь, а неподалеку (35 км).
Их потом привозили и складывали по номерам. Так «вырастали» храмы в IX-XI в.в. н.э.
Вы помните, что нашли деревню в ХIX веке. Но что же было до этого?
Говорят, что давным-давно в деревне жила девушка Хемавати, которая потеряла своего мужа ещё молодой. Но она не потеряла чувство — любить. Чтобы охладить его, она отправилась на озеро с лотосами (фото одного такого было в первых постах о Каджурахо) и там искупалась ночью. Она была так прекрасна, что бог Луны Чандрама обратил на нее внимание и не удержался.
Любовь осуществилась и как сказал бы герой Джихарганяна из фильма «Собака на сене» — и это могло стать «всем заметно».
Она удалилась из деревни, жила одна в джунглях и родила мальчика. Девушка переживала, что бог так осквернил ее репутацию, но он успокоил ее, сказав, что мальчик станет великим царем: первым Чанделу — основателем местной Лунной династии, которая обосновалась в этом месте Каджурахо. В этимологии слова объединены (название финиковой пальмы и слова путь).
Мальчик был такой сильный, что в юном возрасте мог убивать львов и тигров. Также он выполнил завет матери: построить храмы, которые обнажают человеческие чувства и говорят об их значении в жизни человека (10% барельефов на эротическую тематику). Место стало для людей культурным и духовным центром.
После падения династии Чандела город был частично разрушен и в период мусульманского правления затерялся в джунглях.
В 1838 году местные проводники привели капитана британской армии Т. Берта к затерянным храмам, благодаря чему они вновь стали открыты для широкой общественности. С 1986 года это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Знаменитый храм Кандарья Махадевы (одна из ипостасей Шивы).
Перечитывая отзывы разных путешественников, наткнулась на текст, который вызвал воспоминания юности, а именно факт о том, что в книге Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» есть описание этого комплекса.
Когда-то ещё в институте я была под огромным впечатлением от книги. Я просто совершенно забыла об этом…
Необъяснимое волнение охватило художника при виде высоких сикхар — башен над святилищами, собравшихся группами на фоне голубых столообразных гор в запыленном мареве горячего воздуха, плававшего над серой равниной.
Пирамидальный храм Кандарья-Махадева, устремленный в небо ракетой, казался невероятно высоким, хотя поднимал венец своей разрезной башни — сикхары — на высоту всего сорока метров. Глубоко врезанный геометрический узор на сикхаре под слепящим солнцем создавал впечатление движущейся, клубящейся массы черных и белых изломов.
Согласна с мнением одного путешественника, что узоры на храмах призваны миловать взор больше богов, чем людей. Очень уж высоко… Главное навершие вздымается на 30 метров, а мелкие 84 башенки увеличивают иллюзию мифической горы Кайласа — обители Шивы. На внешних стенах (северном и южном) есть панно с эротическими сюжетами. Они отображают свадьбу Шивы и Парвати. Учёные спорят о том, что это либо пособие по искусству любви, либо прославление жизни и творения. Представьте в каком шоке ? были пуритане-англичане, которые обнаружили храмы в джунглях в ХIХ веке.
Герои эпоса и волшебное зеркальце
Давайте рассмотрим вместе с нашим гидом Сандживом тонкости украшений храмов Каджурахо. В этом нам поможет простое приспособление экскурсовода в комплексе — маленькое зеркальце, которое ловит солнечного зайчика и направляет луч туда, кудо должен устремиться взгляд пытливого или не очень, но туриста?️.
Когда мы заметили у него в руке нечто розовое♦️, то очень удивились. Но когда он впервые показал лучиком как лазерной указкой высоко-высоко какой-то элемент, то просто восхитились предприимчивости и находчивости гидов. Прекрасная идея с элементом игры.
Так вот. Что же мы увидели?
Немного подробнее на эту тему.
Слон
Очень популярная тема для индийской архитектуры. Сначала Ганеша — бог удачи в образе слона со своим транспортом, а потом за разными занятиями: трудятся, боятся, улыбаются, стесняются, держат на своих спинах и храм, и весь мир.
Кабан Варахи
Сразу при входе в комплекс стоит маленький открытый павильон мандапа, построенный между Х и XI веками, в котором находится огромная статуя Вишну из цельного камня в виде кабана — Варахи. Поверхность его тела украшают барельефы — аккуратные ряды из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона (наш гид Санджив сказал, что у человека столько же нервных окончаний). Бог земли, воды и неба, бдительный вепрь возвышается над змеем Шеша в сопровождении того, что, согласно предположению, было когда-то прекрасной статуей Притхви, богини земли, от которой сейчас осталась только пара ступней и рука на шее кабана. Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса.
Археологи предполагают, что Вараха принадлежал к более раннему периоду Гупта и был доставлен сюда из другого места. Другая версия, что мастеровые Каджурахо настолько восхищались гуптским стилем, что решили подражать ему.
Не буду останавливаться на эротизме всех фигур Каджурахо.
Вообще здесь насчитывают 800 изображений. Сюжеты повторяются. В комплексе есть храм Лакшмана, который считается скульптурным воплощением Камасутры. Здесь эротические сцены занимают весь нижний ярус. Из этических соображений не будем их тут все публиковать. О них миллион статей в интернете. Кстати, эротические сцены занимают 5-10% не больше. В основном здесь можно видеть богов и богинь, сцены придворной жизни, бои, животных, растения.
Дополню рассказ снова цитатой из «Лезвия бритвы»: «Гордое достоинство и снисходительная нежность, пламенная, все отдающая страсть и отважная стойкость — все гармонически сочеталось в статуях».
Джайнизм
Раньше я думала, что их сейчас не существует. Как же я ошибалась?. Они есть) Обосновались тоже здесь, в Каджурахо.
Стержень их учения — принцип ахимсы (кому я преподавала этику, вспоминайте), т.е. ненанесение вреда всему живому. Всем, вплоть до ?️??????. Особо верующие джайнисты ходят с марлевыми повязками (ходят-ходят).
По индийским масштабам их немного — всего 6 млн. человек. Их самый последний учитель из 24 — Махавира.
Имя Махавира (великий воин) получил в юности за укрощение кобры и взбесившегося слона. Джина означает победитель, то есть тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей. Современник Будды.
Жил на территории царства Магадха. Именно его изображение в виде статуи есть в джайнистских храмах. Один из храмов в Каджурахо в отдан общине джайнистов. Они приезжают сюда в сезон дождей.
Хочу обратить внимание на эту религию, которая родилась именно в Индии и насчитывает на сегодняшний день около 3-6 млн. человек. Лишь избранные джайны (так называют последователей джайнизма) получают титул джина (победитель или тот, кто сумел освободиться от сансары и достичь духовного просветления). Таких почитаемы учителей джайнизма 24 (как на оконной решетке, которую я сфотографировала)
Джайнизм основан на непрерывном совершенствовании души. Ее цель в результате всесилия, всезнания и вечного блаженства избавиться от телесной оболочки и достигнуть нирваны (стать дживой).
В джайнизме есть и миряне и монахи. Монахи — это аскеты, которые ведут странствующий образ жизни. Например они не могут быть в селении больше одного дня, а в городе — больше трёх. В сезон дождей это правило изменяется: нужно находится в одном месте, нельзя нанести вред живым существам, у которых проходит период размножения.
Монахи выполняют пять обетов: ахимсу (непричинение вреда живому — отсюда повязка на лице, ведь можно вдохнуть какую-то букашку), сатью (искренность, открытость, благочестивость), астейя (исключение воровства), брахмачарья (не прелюбодействовать), апариграха (не собирать ценности бренного мира). Последний обет предполагает отказ от ВСЕХ ценностей материального мира, отделение от дома и семьи.
Джайны считают, что тратить свою жизнь на накопление материальных благ — глупо. Лучше их тратить на духовное развитие, которое бесценно. В джайнистском храме в Каджурахо в период дождей как раз и находился один из известных учителей в джайнизме. Его фото украшали рекламные баннеры на входах в храм и навеяли все эти рассуждения и воспоминания.
Прекрасный вечер в деревне Каджурахо шел своим чередом. Все занимались повседневными вечерними делами: коровы бродили по улицам, люди сидели рядом с домами, ходили по воду, дети играли, все слышали звуки свадьбы, приготовления к которой было неподалеку. Нас сильно не приглашали на нее посмотреть, а мы постеснялись нарушить обычный уклад жизни людей и потому продолжили бродить дальше.
Цветные дома — это дома местных «политиков», т.е. местной власти.
Остальные люди живут, так как большинство домов на фото. Когда темно в ниши по улицам ставятся свечи, папайя растет в огороде.
Красной краской после рождения ребенка на каждом дворе пишут дату и время его рождения.
Это важно не забывать. Мир. Счастья. Радость. Ещё немного визуальных впечатлений дальше.
День 8 и 9. Варанаси
Однажды бог Шива и его жена Парвати рассматривали землю в поисках достойного места для жизни. Их взор остановился на городе, наполненном блеском дворцов и садов. Очарованные его красотой, они решили поселиться именно здесь в Варанаси. По легенде сам Шива появился на свет именно из уха богини Притхиви, принявшей образ коровы.
Символ Шивы — бык — стал символом города. Его изображение установлено на нескольких колонах на проезжей части в городе.
Почему ?? В индуистском пантеоне у каждого бога есть вахана — ездовое животное, на котором он передвигается. Это ездовое животное часто является символом самого божества. У Шивы это бык Нандин («счастливый») или Нанди. Он слуга и друг Шивы.
В храмах кроткий с лингамоподобным горбом бык часто располагается головой к алтарю, перед лингамом, смотрящий на своего повелителя. На Нандину можно прошептать самые заветные желания и он их исполнит. Сопутствующий Шиве бык Нандин олицетворяет могучий потенциал его энергии. Люди верят, что если загадать желание, Шива обязательно его исполнит.
По легенде Варанаси был основан Шивой около 5000 (да, Карл, ты не ослышался, именно так) лет назад! Современные археологи находят фундаменты зданий, которым 4000 лет. В «Брахманах», «Упанишадах», «Махабхарате», «Рамаяне» Варанаси упоминается как центр Вселенной и место, с которого начинается сотворение мира. Марк Твен, потрясенный красотами Варанаси писал: «Бенарес (старое название) старше истории, старше традиции, даже старше чем легенды и выглядит вдвое старше их вместе взятых». Мы знаем уже много о городе.
Но и это ещё не всё!
Здесь происходили значимые события в истории буддизма. Именно они привели принца Сиддхартха Гаутаму к достижению просветления.
Будда прочёл в этом городе свою первую проповедь.
Ганга
Священная река. На восходе солнце освещает ее высокий берег, и город Варанаси становится особенно красивым с реки. Днем берег пустеет, а на рассвете и закате — это центр культурной жизни.
?️Ганга является средоточием различных церемонией. Подробнее о них я напишу немного позже.
Наиболее известен ритуал сжигания умерших на ступенях, ведущих к реке. Их называют гхаты. Всего их 84.
Они растянулись вдоль реки на 7 км от места впадения реки Асси в Гангу на юге до места впадения реки Варуна на севере города.
Только два гхата предназначены для кремации умерших, остальные для ритуальных омовений. Пепел умерших людей принято отдавать матери-реке, которая потом уносит все к океану, принимая под своё покровительство мертвых, как и живых. Недаром она течёт с высочайших гор мира — Гималаев — т.е. согласно мифологии, с небес к океану.
Ведь именно в нем возникла жизнь и именно он объединяет своими водами всю землю, соединяя души людей в космическое единство.
Символически Ганга — река жизни, которая совершает мировой круговорот.
Гхаты на Ганге
Они расположились а обрамлении храмовых построек и святилищ.
Проникнуты бесконечным циклом индуистской практики: от повседневных ритуалов до религиозных церемоний:
Здесь:
снимают кино.
занимаются йогой.
проводит утренние медитации школа священнослужителей.
стирают и сушат белье.
читают мантры.
говорят с священниками и святыми людьми.
встречают рассвет паломники и окунаются в реку, очищаясь от кармических грехов.
ведут духовные разговоры и дискуссии. Солнце встаёт рано напротив гхатов с востока.
Варанаси имеет ещё несколько названий: Каши (город света), Бенарес.
Утром особенно ощущается, что это духовный и религиозный центр страны.
После церемонии обычно верующие индуисты и любознательные туристы покупают/заготавливают тарелочки с цветами и маленькими свечками — дийяс. Их нужно опускать в воды Ганги.
Цветы отправятся в дар богам, огоньки будут освещать души умерших. Корзиночка-кораблик плывет и пустивший ее получает уникальную возможность загадать желание, которое обязательно сбудется здесь, в городе, которому больше 3000 лет, в одном из 12 самых известных мест в Индии.
Цветы для даров, корзиночек, гирлянд в Индии продаются везде на улице. Это шапочки цветов без стебля. Цветок в индуизме — символ созидания и возрождения. Как видно по фото, самый распространенный — бархатец или как мы привыкли говорить чернобривець).
Церемония Аарти
В Индии есть множество церемоний необычных для европейского взгляда. Они наполнены глубоким духовным смыслом. Ганга-аарти я запомню на всю жизнь. Это сочетание эстетической красоты, яркого шоу и духовного смысла.
Аарти — это церемония подношения богам священного огня, цветов, воды, риса. В чашечку или специальный сосуд помещается масло гхи — очищенное масло священной коровы с скрученным кусочком ваты для фитиля. Протянутой рукой нужно совершать круговые движения в сторону объекта поклонения. При этом поются мантры, звенят колокола, бьют в тарелки, чтобы боги это услышали. Церемония начинается, когда половина Солнца уходит за горизонт.
В церемонии участвуют брахмины — индуистские жрецы высшей касты. У каждого свой постамент. Помощники готовят для пуджи атрибутику. Именно она на этих фотографиях. Их много, чтобы все хорошо рассмотреть.
Поклонение богам совершается с помощью 5 элементов (символы элементов можно встретить на флаге в джайнистском храме, на руке в цветах ниток браслетов):
?эфир (акаша) — хвост яка (метелка), состоящий из тончайших волосков, отвечает за тонкую форму эфира;
?️ветер (вайя) — павлиньи перья приводят в движение воздух;
? огонь (агни) — дым из светильников;
?вода (джал) — раковины, смоченные водой из Ганги;
?земля (притхви) — в честь последних двух элементов рис с куркумой и цветы.
В воздухе пахнет благовониями. Это тоже не просто так: это символ очищенного, сосредоточенного на Бога сознания.
Человеческая река направляет свой поток к водной реке. Вечер. Все спешат на церемонию аарти.
По пути к Ганге торговые ряды: здесь есть украшения, ритуальные предметы, множество цветов, сосудов для воды из реки, еды, бедных и больных людей, калек, которые тянут руки к прохожим.
Поток несёт нас к берегу, к ступеням. Здесь каждый день к вечеру собираются люди: жители, приезжие, туристы. На час берег реки превратится в сцену, где произойдет необыкновенное представление. Вечерняя церемония аарти: ежедневной молитвой (аарти) индуисты на закате и на рассвете приветствуют реку.
Потому что Река Ганга — это мать, богиня, ее воды очищают и смывают все грехи. Индуисты верят, что вода из Ганги никогда не портится и сохраняет свои волшебные свойства на многие годы.
Мы на центральном и самом священном гхате — Дасашвамедхагхате. Он назван так в связи с жертвой сразу 10 коней, которую осуществил Брахма-Создатель. Люди рассаживаются, ждут начала, совершаются последние приготовления, священнослужители восседают под бамбуковыми зонтиками, в готовности прочесть молитвы для паломников. Тысячи людей ждут… Скоро начинается…
Ну вот и сама церемония. Ее проводили 7 брахманов. Наверняка, очень красивые?.
Нам сверху не было видно, хотя я брала бинокль и рассмотрела всех?.
Звенят колокольчики, брахманы по очереди с каждым предметом совершают какие-то магические ритуалы.
В их руках по очереди появляются все предметы с платформы: палочки для благовоний, сосуд для огня, раковина, павлиний веер, метелка, лепестки цветов. Все их действия точны, синхронный и выверены до мелочей. Особенно мне понравилось движение кистью руки над головой, когда они бросали лепестки цветов в сторону реки. Ведущими церемонии хочется любоваться?.
Наверняка места перед их площадками со стороны реки занимаются далеко заранее по времени.
У брахманов бело-блестящие одежды, красивые аксессуары. Все это происходит в дыму из ритуальных чаш и под звуки пения откуда-то сверху, он храмов. Верующие молятся, иностранные туристы снимают на телефоны и фотоаппараты. Час заканчивается. Все в тают и поют гимн Ганге. Считается, что сознание участника церемонии соприкасается с божеством реки и сила Бога проникает в зеркало души — глаза человека прямо из реки.
Гхат Маникарника в Варанаси
Его приближение можно узнать по характерным признакам. 100 кг дров и 3 часа времени необходимо для перехода из одного состояния в другое.
Думала о том, публиковать ли фото на эту тему, и потом решила только самые общие моменты. Дневник — значит дневник.
Для индусов все происходящее — норма.
Здесь под открытым небом вовсю горят погребальные костры. С IV века. Согласно легенде Шива шепчет мертвым на ухо мантру Тарака, которая сопровождает их в переход в другой мир. Поэтому здесь есть храм Шивы. Почитают тут и Вишну. Где-то в этом районе есть внушительный отпечаток ноги Вишну на мраморной плите и построенный им бассейн.
Варанаси — самый священный город в индуизме. Это центр Земли. Здесь умерший обретает мокшу — освобождение от круга рождений и смертей (Колеса Сансары). Поэтому здесь много старых людей на улицах. Они ждут. Обычай индусов — совершать кремацию и помещать прах в Гангу. Однако это достаточно дорого для индуиста. Только 0,2% совершают это здесь.
Фотографировать это нельзя, да и не хочется.
Лодочная прогулка на восходе солнца по Ганге
Прогулка по Ганге, когда прибрежные храмы только касаются лучи солнца, типична для Варанаси. Десятки весельных лодок, которые можно нанять на час, движутся вверх и вниз по реке. На них сидят иностранные туристы и взирают как из зрительного зала на то, как начинается день в древнем городе.
Их наблюдения одинаковы. Все мы свидетели одного зрелища, а вернее повседневного течения жизни: смешения двух спектаклей — спектакля жизни и спектакля смерти.
На некоторых лодках оборудованы сувенирные лавки и таким образом плавающий супермаркет удовлетворяет потребности туристов и здесь, на воде. Река достаточно глубока (со слов нашего гида: 18 метров) и абсолютно свежий воздух вокруг. Некоторые учёные считают, что в ней столько серебра, что ей не страшны никакие сбросы. Воздух изменяется разве лишь в районе тех гхатов, где совершается обряд кремации. Здесь можно почувствовать дым с другим «ароматом»: для неискушенного зрителя даже воображения не нужно. Все выглядит очень натурально, без прикрас.
Университет Бенарес в Варанаси
Наше путешествие мы продолжим знакомством с университетом Бенареса, одной из достопримечательностей Варанаси. Этот самый известный в Индии университет. Был основан в 1917 г. Маданом Моханом Малвией (его статуя расположена на входе в храм).
Кстати, такие статуи можно часто встретить в разных городах на перекрестках улиц. К ним ведут лесенки. Сначала я думала, что это для митингов, а потом утром видела как работники просто меняют так гирлянды на статуе.
Как видим на основателе университета такая гирлянда из цветов. Вообще тема цветов — это отдельная тема. Об этом позже.
Сейчас территория университета — это целый комплекс из улиц и корпусов, устроенных по образцу известных европейских высших учебных заведений. В Бенаресском университете ныне обучается около 15 000 студентов. Здесь огромное количество факультетов.
В центре университетского города возвышается великолепный храм Вишванатх. Храм представляет собой полную копию Золотого храма Вишванатха, разрушенного Аурангзебом. Открыт Храм для людей всех исповеданий.
Если позвонить в колокольчик на входе, то бог просыпается… И наверняка услышит тебя.
Храм Шивы в Варанаси
Храм Шивы на территории Бенаресского индуистского университета излюбленное место для студентов.
Тут молятся, читают, медитируют, занимаются йогой. Белокаменный храм идеально чистый внутри, а снаружи здесь много газонов, клумб, мест для отдыха. Храм был построен на деньги интеллигенции в 30-е гг. ХХ века. Его достопримечательность — черный мраморный лингам (на фото 3 вход в круглый зал, где он установлен, фотографировать нельзя).
Лингам — это символ Шивы. Термин обозначает некое всепроникающее, невидимое для человеческого глаза, бесформенное, но существующее состояние.
Для индусов имеет особое значение и носит священный характер. Это овальный, природный, вытянутый камень, от нескольких сантиметров до нескольких метров. Камни находят у берегов реки Нармада.
Все найденные камни устанавливают в храмах Шивы. Есть точка зрения, что в реку упал огромный метеорит 10 млн. лет назад. В результате сплава метеорита с разными земными материалами появилась новая порода кристалла Он имеет сильные и уникальные энергетические свойства. Течение воды полирует их до идеальной овальной формы.
Поиски камней проходят в засушливое время, когда река мелеет.
Но как бы то ни было шивалингам представляет очевидное — соединение женского и мужского начала, гармонию жизни.
На плече у Шивы тризубец. Это тоже все очень символично. Мы же в Варанаси. А Варанаси географически стоит тоже на трёх холмах — три острия трезубца Шивы.
Конечно, в храме есть и Сарасвати. Это супруга Брахмы. Именно она покровительствует образованию (ведь мы же в университете), даёт лёгкость и остроумие.
Храм Каши Вишванатх
Это главный индуистский храм Варанаси. Он построен в 18 веке махаратским князем Холкаром и посвящен Шиве.
Входит в иерархию 12 Джйотирлингамов. Его ежедневно посещают 3000 паломников. Не индуисты не имеют права войти внутрь.
Этот храм порой называют Золотым храмом, потому что на позолоту его куполов ушло 800 кг золота. Видите сколько полицейских вокруг?
Храм повидал разные времена: разрушался моголами, восстановился рядом с мечетью.
Сарнатх
Сарнатх — священное место для буддистов. Здесь в Оленьем парке Будда впервые в своей проповеди сформулировал Четыре Благородные Истины.
В книгах пишут, что Сарнатхе был известен как Мригадава (Олений парк) или Исипатана (место, куда упал святой человек).
Есть такая легенда, что после рождения Будды на землю спустились дэвы (боги) объявить об этом событии 500 святым. Все святые поднялись в небо (ушли в нирванну), а их останки (реликвии) упали на землю.
Сарнатх⬅️сокращение от Саранганатх⬅️»Повелитель оленей». Это тоже из притчи. Бодхисаттва-олень жертвует жизнь ради самки, на которую охотился царь.
Царь был так тронут этим поступком, что превратил это место в заповедник для оленей. Парк существует до сих пор.
История появления Будды в Сарнатхе такова.
После своего просветления в Бодхгайе он отправился к друзьям-соратникам, которые покинули его, чтобы рассказать как можно достигнуть Дхармы. Ему нужно было пересечь Ганг, но не было денег и он это сделал по воздуху.
Здесь он рассказал о том, что нужно откинуть крайности аскезы и излишества. И обнаружил Серединный путь, объяснил Четыре истины и предписал Восьмеричный путь. Его товарищи стали здесь его первыми учениками. В это время была основана Сангха — сообщество просветлённых. Сангха разрослась до 60 человек и Будда разослал их по всему свету.
С этого времени и до ХІІ века (впоследствии был разрушен мусульманами) Сарнатх стал крупным центром буддизма⛩️.
Тысячи монахов, десятки монастырей памятные места, которые обозначали исторические события — каменный столб, где Будда дал свое учение, ступа, на месте которой 5 учеников проводили медитацию до приезда Будды, ещё одна ступа, где 500 пратьекабудд ушли в нирвану. Все это практически было открыто уже в ХІХ — ХХ вв. британскими археологами.
Буддийский комплекс
В комплексе посвященном Будде, тихо и чисто.
Здесь Будда произнес свою первую проповедь, после того как он достиг просветления. Первыми слушателя Будды были лесные олени из заповедника раджи Варанаси.
Сарнатхе тогда был заповедным лесом. У буддизма в Индии необыкновенная история. Родившись здесь, он не «прижился» и начал свое путешествие по другим народам.
Парк, который посвящен Будде, убран и весь во «внутренних думах». Здесь тихо, умиротворенно, спокойно. Много воды, птиц и разной другой живности.
Ступа Дхамек в Сарнатхе
Наш гид Маниш сказал, что нам нужно обойти ступу один раз и это приравнивается 500 молитвам.
Это Ступа Дхамек — древний памятник буддийской архитектуры. В ознаменование Первого Поворота Колеса Учения император Ашока (индус, но проповедовал и распространял буддизм в Индии) воздвиг одну из самых ранних ступ в 249 г. до н. э. Ведь именно здесь Будда Шакьямуни передал свое первое учение. От этой постройки остались лишь немногочисленные рельефы. Существующее массивное здание возведено в нач. VI н. э. Его высота 40 м, диаметр — 28 метров.
Сейчас в Сартантхе много монастырей-представительств различных буддийских стран — Шри-Ланки, Бирмы, Тайланда и других, институт тибетологических исследований.
Здесь в парке среди развалин монастырей спокойно и тихо, умиротворенно. Ощущение, что ты в покое и под защитой. Можно подумать и помедитировать на травке.
Археологический музей в Сарнатхе
Коллекция всевозможных артефактов, найденный при раскопках. Здесь статуи Будды, барельефы, рассказывающие о его жизни и учении, модели ступ, колеса Сансары, немного посетителей и удивление о том, какие древние знания хранит в себе земля Индии.
Колонны Ашоки
Считается, что во времена правления Ашоки эти каменные монументы воздвигались с сер. III века до н.э. в ключевых центрах государства Маурьев.
На вершинах изначально изображались группы священных животных, колеса Дхармы и свастика. Колонны были большими и маленькими. Большие весили до 50 тонн и имели до 15 метров в высоту.
Уста́новка таких колонн была эффективным методом государственной пропаганды буддизма. Сейчас их насчитывается около 19.
С древнейших времён львы считались символами выдающейся силы, царского достоинства и величавого спокойствия. Колонна царя Ашоки в Сарнатхе была увенчана скульптурами 4 гривастых животных, которые провозглашали не физическую мощь, а победу духовной силы.
Она вознеслась здесь, чтобы «бить в барабан Истины во тьме этого мира». Надпись на монументе утверждала единство последователей учения: «Никто не должен быть причиной разделения сангхи». Колонну венчала капитель с лотосным основанием, цилиндрической плоской абакой и повернутыми спинами друг к другу 4 львами.
Это навершие 2,14 м, изображения очень тщательно обработаны.
На абаке изображён ?, что символизирует Север — отсюда пришел учитель. (запад), (юг), (восток) распространяют учение во все стороны света.
? обозначает совершенного мудреца, удалившегося от мирской суеты.
Изображения животных перемежаются Колесами Дхармы — непреложного универсального закона с 24 спицами. Такое колесо несли львы на своих спинах.
Столпы царя Ашоки простояли невидимыми и невредимыми 1,5 тыс. лет. К 1900 году у колонны хорошо сохранилась только капитель, которую мы видим. Именно она в музее города Сарнатха.
В январе 1950 года первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру дал ей новую жизнь: ее прорисовка стала государственной эмблемой-гербом. Миролюбивый буддизм отражал идеологически политику ненасилия. В целом герб обозначает народ «отважный в храбрости, сильный в теле, благоразумный в совете и устрашающий противников».
Изображение львиной капители сейчас используется повсеместно: на деньгах, на здании, где работает премьер-министр Индии, в парках и скверах в зарослях растений и цветов.
Нами было подмечено…
Несколько слов о движении и двойной сплошной на дороге.
1,3 миллиарда людей в Индии чувствуются на каждом шагу. Особенно на улице. Здесь бесконечный шум, сплошной бибип и полное отсутствие правил на дороге. Есть знаки, есть разметки, но всего этого придерживаются условно. Самым главным регулятором есть водительский сигнал.
Очень трудно водители соблюдают двойную сплошную и потому для ее незыблемости существуют масса вариантов: бордюры (на которых могут отдыхать люди в суете машин), решетки, пальмы и мосты.
Ещё о некоторых изюминках в Индии
Чего в Индии в избытке?
Коров!
Что производят коровы?
Навоз!
Его в стране полным-полно. Это одна из важных вещей, которые корова даёт в хозяйстве. Сухой коровий навоз в Индии называют гомая. Он имеет сравнительно низкую температуру и позволяет готовить местным хозяюшкам «на медленном огне». Можно идти заниматься другими делами. Люди специально собирают коровий навоз, часто это делают дети. Специальные люди месят его прямо руками на улице: работа мечты!
Потом из него лепят плоские лепешки. Они должны получатся правильными и это приходит с опытом.
Готовые лепешки выкладывают на улицу просушиться. Они сушатся недолго, несколько часов и готово. Они сушатся везде: и в Дели, и в Каджурахо.
Говорят, что после высыхания при горении нет никакого запаха. Экологически чистое биотопливо!
В древней ведической литературе его применение описывают также: средство для мытья храмов, выстилки пола, мытья посуды, лечения, горючее для приготовления аюрведических лекарств.
Путешествуя дорогами Индии любой путник, конечно же, нуждается в духовной поддержке. Как мне показалось, таким есть придорожный (а может и не только) индуистский храм, посвященный Кришне.
Но он совершенно нетипичен для местной, северной архитектуры. Очень яркий. Как сказал наш гид Дипак похож на храмы на юге Индии. Внутри довольно просторное помещение, статуи богов в нишах и потолок из колокольчиков. В этом почувствовалась что-то родное, христианское. Один монах находился внутри. Нам должны были поставить точки и дать попить воды из Ганга. Но что-то пошло не так). Идти из храма было очень «жарко» — раскалённая от солнца дорожка жгла ноги, поэтому, если надо в индуистский храм, то лучше в носках. Сильный Кришна (горы держит на пальце) встречает всех пришедших из проемов, защищенных ставнями, выглядывая с двух сторон. А на улице на нескольких деревьях висят поилки для птиц. Идиллия)
Все слышали, что корова в индуизме — священное животное!
Ее не убивают, не едят, ей поклоняются, а ее права защищают не меньше, чем права людей. Не всякая из них священна, а именно зебу — горбатая корова. Коровам тут многое позволено, потому что они — богини, могут исполнять желания, переносить в рай, помогать богам, Шиве, например. Они бродят по городам как у нас собаки или коты) Необыкновенное зрелище. Государство заботится о всех беспризорных.
Об индийской кухне
Попробовали ласси — популярный индийский напиток пенджабского происхождения.
Наш гид — Дипак рассказал, какое самое лучшее место в Джайпуре, где его готовят уже несколько десятилетий с 1944 года.
Он приготавливается на основе йогурта с добавлением воды, соли, сахара, специй, льда путем быстрого взбиванания. Используется как освежающий напиток в жаркое время года.
❗Самое поразительное, что подаётся он в одноразовых!!! глиняных стаканчиках. Они же красиво лежат ровными рядами рядом с точкой торговли. Некоторые местные пьют сразу, некоторые берут собой вязанку ласси. Стаканчики потом просто разбивают) Мы хотели взять с собой, но тяжело носить, пришлось просто оставить на улице) На мой вкус — вкус потрясающий! С пенкой)
Эта суровая машина издает сильные звуки и делает из стеблей тростника свежевыжатый сок, по нашему фреш.
Сок зеленоватого цвета фисташки стекает в емкость, а там на дне лежат громадные кусищи льда. Когда жарко, можно охладиться сладким и холодным напитком. Мы рискнули и не пожалели. На вкус Индия — особая страна) Ещё… на всех приличных машинах любого размера обязательно должно быть что-то «от сглаза». Например, как здесь: горох, череп, желтый шарик) Скорее всего все это со смыслом. Мы научились так различать: чёрное — от сглаза, все блестящее типа новогоднего дождика — для красоты.
Пани-пури — уличная еда. Полые картофельные шарики в солёной воде с начинкой: кусочками картофеля внутри. Порция — 10 рупий. Это один шарик в бумажной тарелке. Наш гид, Дипак, сказал, что его жена может, если захочет, съесть 50 таких на ужин)))
Итак, как говорится страну нужно пробовать «на вкус». Безусловно вкусная Индия начинается с масала-чая.
На улице продают замечательный масала-чая в экологических стаканчиках.
Обязательно попробуем сделать дома по такому рецепту: ❇️Вскипятите воду, когда закипит, добавьте специи: гвоздика (можно пальцами раздавить 5 верхушек, а ножки не использовать вовсе), корица (помимо молотой, можно добавить пару палочек), кардамон, мускатный орех (можно и в таком, и в таком виде).
Кипятите в течение 10 минут.
❇️Пока специи варятся, мелко порубите кусочек имбиря, чтобы получилось пол столовой ложки измельченной мякоти. Добавьте имбирь в воду.
❇️Через 3 минуты добавьте молоко, сахар и кипятите еще в течение 5 минут. Затем выключите огонь.
❇️Добавьте чай (конечно, лучше индийские сорта даржилинга или ассама) — дайте ему минуты три настояться.
Разноцветные ароматные цветы – это то, без чего невозможно себе представить Индию и индуизм
Цветы ассоциируются с продолжением жизни, любовью, радостью и торжеством света и тепла.
Ещё в древности было замечено, что запах цветов способен вызывать в человеке различные чувства и воспоминания, настраивать его.
Ароматы могут вызвать целую гамму различных чувств. Этим свойством цветов стали пользоваться во время выполнения различных духовных практик и религиозных обрядов, чтобы очистить свои ум и чувства от негативных мыслей и впечатлений и сосредоточиться на высшем.
В Индии существуют различные культы, философские школы, в которых традициях с цветами. В индуизме крайне редко бывают обряды без цветов. Цветы кладут у стоп божества и осыпают лепестками. Это ритуал называется пушпанджали. Его совершают для божеств, гуру, молодоженов, именинников и дорогих гостей.
Основное в использовании цветов: цветы с очень сильным, резким запахом не используются. Цветы, лишенные аромата, тоже не годятся. Не используют бутоны сломанные, деформированные, примятые, подпорченные насекомыми цветы.
Считается, что при изготовлении гирлянд и украшении алтаря желательно использовать цветы как минимум пяти разных цветов, поскольку разные цвета символически представляют собой основные пять элементов материальной природы и наши пять чувств, которые мы задействуем в поклонении божеству.
Божества и люди удовлетворяются запахом цветов, радуются красивому виду, наслаждаются касанием лепестков. Цветы, предложенные божествам, тотчас же доставляют им удовольствие. И они могут наградить человека исполнением любых желаний. Поэтому важно внимательно отнестись к выбору подходящих цветов для поклонения.
Театр кукол (индийский кукольный театр)
В сельской местности так любили развлекаться в Индии. В Раджастане популярные марионетки, управляемые с помощью палки, веревок.
Раджастанский театр кукол называется катхпутли.
Катх — ?дерево, а путли — безжизненная кукла.
Считается, что это театр родился 2 тысячи лет назад. Ни один фестиваль, ярмарка не проходят без весёлых кукольных представлений. Цвет куклы определяет образ персонажа: благородные фигуры светлого цвета, красочные, отрицательные — темные. Кукловод заставляет всадника скакать, воинов сражаться, женщин танцевать и т.д. Популярны и марионетки-перевертыши. Темы спектаклей свободные, взятые из местных сказок и преданий).
Про павлина, местные традиции и деревенский храм
В жизни простых индийцев — павлин символ счастья, благоденствия и благополучия. Его рисунки можно встретить повсюду. Изображения павлинов очень популярны в одежде и украшениях. Вот и мы встретили такое пожелание на своем пути.
Ещё одна необычная традиция, связана с домом и коровой. Летом появляются разные насекомые и жители с этим борятся так: нужно взять навоз от коровы, сделать такой раствор с водой и обмазать вход рядом с домом. Так защита надёжнее от?.
Кроме домашних святилищ, есть общественные храмы. И не только исторические памятники. Вот так выглядит обычный храм в деревне.
План-кинжал: что нужно сделать в Индии обязательно
В путеводителе для путешественников было написано 5 вещей, которые непременно нужно сделать а Индии. О них я узнала, когда читала книгу уже в обратном полете. Что ж? Все по фен-шую.
Пять вещей, которые непременно нужно сделать в Индии:
1❤️) примерить сари);
2?) покататься верхом на ?;
3?) посетить церемонию огня аарти, которая практикуется на берегах священных рек;
4?) совершить омовение, ну или хотя бы прокатиться в реке Ганга;
5?) услышать «звук бесконечности» в Тадж-Махале — так называют вибрацию воздуха через огромный продуваемый купол.
Я думаю, что для первого посещения Индии план выполнен или даже перевыполнен!)
Люди в Индии
Я много говорила о разных сокровищах Индии и хочу добавить ещё об одном, главном сокровище — это о людях, о ее жителях.
Это Маниш — гид из Варанаси.
Его жизненный девиз: «Мы никогда не должны утратить наше терпение!»
Он очень улыбчивый и любознательный. Ещё бы пару дней и мы могли бы сдать экзамены в индуистский Бенаресский университет, потому что, когда мы видели какую-либо статую бога, он обязательно спрашивал:»Это кто?» А мы старались его не подвести!)
Он любит и учит русский язык и мечтает поехать изучать его более детально. Обожает именно наших туристов. Мы подарили ему маленький сувенир с изображением Киева и его любимого символа Шивы — нашего и его тризуба. Индия+Украина=клуб интернациональной дружбы.
Здесь, в конце повествования нам нужно сказать ещё об одном человеке, который повстречался нам на пути?.
Это гид в Каджурахо — Санджив.
Импозантный парень, который знает историю и философию, разбирается в тонкостях русского языка.
Он как-будто сошел со страниц книжки о Шантараме. Виталина ошибалась в наших с ней разговорах и называла его Санжай — как героя из книги.
Но там он не положительный герой, а у нас — такой величественный и мудрый, патриот своей страны??. Санджив зародил несколько мыслей, над которыми стоит подумать. У меня даже от чувств слеза скупая потекла в храме, когда он рассказывал как Индия покорялась завоевателям, но всегда оставалась сама собой?️.
Виталина и Кали. Индусы очень любят подойти и попросить сделать селфи с собой или детками. Так и семья Кали попросила нас о совместной фотографии и мы их тоже.
Индийцы очень открытые люди.
Очень часто к иностранцу — «белому человеку» подходят местные люди и просят сделать селфи. Мы не отказывали никому и кое с кем сами успевали сфотографироваться!
Благодарности
Круче всего, когда судьба дарит друзей, лёгких на подъем и готовых идти далеко и даже в #бюроиндийскихприключений
Спасибо Виталине за компанию во время путешествия по Индии!
Я старалась запечатлеть? все красивые моменты)?️
Как сказали бы в 90-е… Зита и Гита!
Любой отель на Вашем пути встречает Вас и провожает с богом Ганешей.
Это индийский бог богатства и изобилия, сын Шивы. Это слон, исполняющий желания.
Ганеша убирает препятствия с пути тех, кто в этом нуждается и награждает за праведность материальными благами. Он помогает путешественникам и тем, кто стремится получить знания.
Это божество кажется не совсем привлекательным: большой живот, голова слона, рук как правило четыре. Но эти недостатки компенсируются добрым сердцем.
Рядом с Ганешей изображается мышка, бывший демон, которого он усмирил и сделал своим ездовым животным. Мышь символизирует суету и дерзкие намерения, которые Ганеша искореняет. Каждая часть тела Ганеши имеет свою символику. Возле бога всегда есть дары. Вот и на наших есть цветы и вкусности прямо в хоботе), и мы верим, что наше путешествие дальше продолжится удачно) Спасибо Ганеше и, конечно же, нашему главному помощнику в Индии — Дипаку.
День 10. Домой
Аэропорт Индиры Ганди провожает нас в натуральную величину.
Настроение прекрасное! Наше путешествие подошло к концу.
Жаль, что МАУ не закупил индийского пива с зябликом, для того, чтобы мы отметили окончание нашего отпуска. Но и украинское тоже неплохо. В следующий раз берите индийский ром в дьютифри)
Сейчас его сильно не купишь в обыкновенных алкогольных магазинах. Крепкий, ведь уже лето.
Скоро сезон дождей!
Ну, Марина Николаевна! Ну, молодчина! Читаешь, не перечитаешь! Шикарно! Впечатляющие! И я хочу в Индию! Спасибо огромное за такой шикарный, познавательный отчёт! Дай Бог Вам ещё огромное множество интересных путешествий!
Алевтина Васильевна, спасибо огромное! Я хотела рассказать максимально все, что видела сама!